Американская мечта
Для большинства
американцев Chevrolet Corvette - не просто автомобиль мечты, а национальный
символ. И неудивительно, ведь это единственный американский спорткар класса GT,
и ореол спортивной славы сопровождал его чуть ли не с самого рождения.
По словам Джона
Мидлбрука, генерального менеджера отделения Chevrolet, "Corvette был и остается
флагманом модельного ряда Chevrolet. Этот автомобиль - демонстрация дизайнерских
и технологических достижений компании". И Corvette C6, показ которого уже не за
горами, наверняка не будет исключением.
Первый экземпляр
серийного Corvette появился в 1953 году, однако работы по его созданию начались
еще в 1951-м. Тогда главный стилист General Motors Харли Эрл под влиянием
европейских спортивных автомобилей, в частности, Jaguar, Ferrari и Alfa Romeo,
начинает работать над дизайном нового американского спорткара. Уже летом того же
года был создан первый полноразмерный макет двухместного автомобиля с мягким
откидным верхом, а к декабрю 1952-го - ходовой прототип. Впервые в практике
массового американского автопрома решено было делать кузов из стеклопластика. За
техническую часть новой модели отвечал Эд Коул, который стал главным инженером
отделения Chevrolet в 1951 году и сразу же принялся за разработку нового
двигателя V8.
В июне президент
General Motors Чарльз Уилсон и глава отделения Chevrolet Томас Китинг принимают
решение о создании прототипа к собственному джи-эмовскому шоу Motorama 1953 года.
Поначалу концепт
нес кодовое название... Opel Sports Car. Позднее прототип переименовали в
Corvette. Позаимствовать название у легкого быстроходного военного судна Второй
мировой войны было предложено Майроном Скоттом, сотрудником рекламного агентства
Campbell-Ewald, работавшего с Chevrolet. Одним из отклоненных названий для новой
машины было Corvair, впоследствии примененное для оригинальной заднемоторной
конструкции - первого компактного, по американским понятиям, Chevrolet.
Менеджеры компании хотели, чтобы в названии новой модели первой была буква "C",
и рассмотрели более 1500 предложений.
Примерно в то же
время некоторые производственники Chevrolet и General Motors предпринимают
неудавшуюся попытку навязать выпуск стальных кузовов для серийных Corvette 1954
модельного года, причем для этого был подготовлен завод Chevrolet в Сент-Луисе.
На автосалоне в
Чикаго 1953 года прототип Corvette впервые показан широкой американской публике,
а осенью в Париже - европейской. Тогда же менеджер завода в Сент-Луисе заявил о
том, что его предприятие будет выпускать Corvette. Однако первая партия машин
была произведена во Флинте, штат Мичиган. Кузова были заказаны компании Molded
Fiber Glass Body Company. Сумма контракта составила 4 миллиона долларов,
эквивалентных 12.300 кузовам.
Предполагаемая
цена первого Corvette, выпущенного 30 июня 1953 года, составляла 3000 долларов,
что было дорогим удовольствием - достаточно посмотреть, как обесценился доллар с
тех времен. Вместе с тем, это был уникальный случай, когда дрим-кар с
пластиковым кузовом стал серийной моделью.
Для первого
тест-драйва для прессы компания Chevrolet подготовила восемь автомобилей. А к 30
сентября 50 Corvette уже были доставлены первым покупателям. Всего в этом году
во Флинте было произведено 300 машин (по некоторым данным - 314), все белого
цвета с красным интерьером. Однако из этого количества было продано в том году
всего 183 собранных вручную Corvette. Розничная цена автомобиля составляла 3513
долларов, что было на 168 долларов дороже одного из главных конкурентов - Jaguar
XK120, привезенного через Атлантику.
В декабре
производство переместилось в Сент-Луис.
В январе 1954-го
был представлен концепт Chevrolet Corvette Nomad с кузовом универсал.
Впоследствии и название Nomad, и кузов двухдверный универсал применялись на
стандартной модели Chevrolet, однако именно Corvette Nomad следует считать
первым в мире спортуниверсалом.
В феврале этого
года в Детройте Ford Motor представила свой ответ - двухместный родстер,
обозначенный Fairlane. Двумя днями позже было объявлено новое официальное имя -
Thunderbird, а в сентябре началось его серийное производство. Нужно отметить,
что информация о Corvette попала в недра Ford Motor еще в 1951 году.
На втором году
производства Chevrolet выпустила 3600 Corvette.
В 1955 году
модель получила два новых цвета - красный и голубой, а также, что важнее, новый
двигатель V8. Кроме того, электрика стала 12 вольт вместо прежних 6. Бескамерные
шины появились годом ранее.
В 1956-м
дебютировал автомобиль с совершенно новым кузовом - именно такими всем
запомнятся классические Corvette пятидесятых годов. Схема панели приборов
осталась прежней. Однако снаружи можно было узнать модель только по пропорциям,
панорамному лобовому стеклу и решетке радиатора. Эллипсоидные фары под
хромированными сеточками ранних Corvette уступили место стандартным круглым
фарам, пока двум. Исчезли и вычурные задние стабилизаторы в кадиллаковском духе.
Зато теперь можно было заказать съемный жесткий верх.
В этом году в
умах дизайнеров и маркетологов GM родились модели Chevrolet Camaro и Pontiac
Firebird, которые должны были стать более массовыми спорткарами, нежели
Corvette, и, кроме того, иметь четырехместный салон. Примечательно, что
разрабатывалась конструкция тем же Харли Эрлом, причем под кодовым названием...
Mustang. Учитывая тот факт, что Ford Motor подозрительно быстро выкатила на
рынок своего конкурента Corvette, не меньшее удивление вызывает оперативность
Ford в использовании впервые примененного менеджерами General Motors названия
Mustang. Ford Mustang появился на 3 года раньше Chevrolet Camaro.
В октябре начат
выпуск модели 1957 года, которую по заказу оснащали инжекторным 283-сильным
мотором и четырехступенчатой механической трансмиссией вместо штатного
трехдиапазонного "автомата".
Главный
разработчик проекта Corvette Жора Аркус-Дантов создает тестовый прототип
гоночного автомобиля на шасси Corvette 1956 года - XP-64, позднее
переименованный в Corvette Super Sport. Автомобиль был оснащен 307-сильным
двигателем с впрыском.
Аркус-Дантов -
пожалуй, самая известная личность во всей длинной истории Corvette. Страстный
любитель гонок, он работал над улучшением динамических характеристик автомобиля,
занимался шасси и подвеской, а Эд Коул - двигателем. Именно Коул создал в 1955-м
знаменитый "маленький V8" мощностью 240 л.с.
Первый показ
Corvette SS состоялся на автосалоне в Чикаго 1957 года. В том же году автомобиль
дебютировал на гоночной трассе в Зебринге. Однако вскоре руководство General
Motors остановило работы над машиной, которую готовили для 24-часовой гонки в
Ле-Мане. В 1962 году планы создания 125 экземпляров этого автомобиля были
пересмотрены, в итоге существует всего 5 экземпляров модификации SS.
Corvette 1958
модельного года получает новое решение передней части кузова с четырьмя круглыми
фарами вместо прежних двух и оригинальные воздухозаборники спереди, делящиеся на
два яруса узкими бамперами.
Годом позже
появился еще один концепт серии XP - XP-700, созданный Биллом Митчеллом,
сменившем в этом же году Харли Эрла на посту гавного стилиста General Motors.
Автомобиль отличался овальной решеткой радиатора, двухобъемным пластиковым
колпаком вместо крыши и расположенным снаружи на крыше зеркалом заднего вида.
Дизайн передней части кузова напоминал акулу. А стилистика задней части с
круглыми фонарями позднее была использована для серийной модели 1961 года и
прототипа Mako Shark (6 фар). "Акула Мако" появилась в том же году.
В 1959 году
дизайнер Ларри Шинода начинает работу в Studio X, возглавляемой Митчеллом, и его
первой работой становится гоночный прототип Sting Ray ("Жало ската"). Автомобиль
также выполнен в совершенно новом, "акульем" стиле. Характерными его чертами,
кроме нового силуэта, были кузов спидстер с полуприкрытыми передними и задними
колесными арками. Позднее в некоторых учебниках по автомобильному дизайну Sting
Ray Шиноды будет приводиться как пример "веретенообразного" силуэта, активно
использовавшегося в американских купе 60-70 годов.
В том же году
Жора Аркус-Дантов начинает работу над первым чисто тестовым прототипом
Chevrolet, названным CERV I (Chevrolet Experimental Racing Vehicle). Это
обозначение подобного рода концептов будет использоваться фирмой вплоть до
девяностых годов. Правда, теперь аббревиатура расшифровывается Chevrolet
Experimental Research Vehicle. По сути, CERV I был чисто гоночной машиной - с
открытыми колесами, сигарообразным одноместным кузовом и центральным
расположением двигателя.
13 октября 1962
года на трехчасовой гонке в Лос-Анджелесе можно было увидеть предсерийные
прототипы абсолютно новой модели Corvette 1963 года, причем в четырех
экземплярах.
Впервые
стандартная модель Chevrolet Corvette была предложена с кузовом купе с
ниспадающей задней частью крыши. В дизайне серийной модели 1963 года можно было
отчетливо видеть руку Шиноды - создателя Sting Ray и основоположника нового
стиля Corvette, который будет использоваться всего пять лет - до 1968 года.
Интересно, что
Corvette Coupe 1963 года были с разделенным пополам задним окном - только в этом
году выпускались такие машины (предсерийные прототипы 1962-го и серийные
Corvette 1964-1967 годов имели цельное). Но, судя по тому, сколько сейчас стоят
Split Window 1963 года, коллекционеры готовы терпеть худшую обзорность.
В 1963 году Жора
Аркус-Дантов работает над вторым чисто тестовым прототипом Chevrolet, названным
CERV II. Прототип закончен в конце года. Автомобиль имел полный привод, развивал
максимальную скорость 340 км/ч и разгонялся с места до "сотни" за 3,0 секунды.
Годом позже
начинается работа над новым поколением Chevrolet Corvette, который должен
дебютировать в 1968 году. Кроме того, в 1964 году появился первый среднемоторный
прототип класса GT - короткобазный ХР-819.
На автосалоне в
Нью-Йорке 1965 года представлен прототип Mako Shark II (XP-830), вторая из "Акул
Мако". Концепт нес в себе множество стилистических идей будущего Corvette 1968
года, например, пропорции кузова купе (правда, задняя часть для серийной модели
позже была переработана). Однако это был просто макет, не сдвинувшийся с места
своим ходом даже на сантиметр. Причем создание его обошлось в астрономическую по
тем временам сумму 3 миллиона долларов. Но уже осенью в Париже была показана
ходовая версия машины. А через четыре года Mako Shark II был переделан и стал
называться Manta Ray.
В 1967 году
Chevrolet ставит на Corvette 500-сильный двигатель L88 в качестве опции.
Оснащенный этим мотором автомобиль легко опознать по расположенным снаружи по
бокам выхлопным трубам, как на большинстве гоночных автомобилей того времени.
В 1968 году
начинается выпуск нового поколения Corvette, так же радикально отличающегося в
стайлинге от модели второго поколения, как Sting Ray Шиноды от первого Corvette.
Низкий клиновидный силуэт, острые грани и ни одного намека на предшественников.
Это выглядело очень смелым ходом.
В этом году
появилось сразу три прототипа: Astrovette с кузовом спидстер с низкой мощной
дугой безопасности, в котором также имелся ряд идей нового Corvette, низкий
среднемоторный Astro 2 (XP-880) и совсем уж необычный трехколесный Astro 3 с
кузовом, напоминающим фюзеляж двухместного самолета.
В 1970 году
увидел свет среднемоторный прототип XP-882, не похожий ни на что, доселе
носившее эмблему Corvette. Жора Аркус-Дантов, ставший тогда главным
разработчиком, предложил Митчеллу идею создания роторного прототипа Corvette -
интерес к двигателям такого типа в те годы нарастал. Даже Mercedes-Benz cоздал
схожий по концепции среднемоторный прототип С 111 с роторным двигателем.
Позднее на шасси
XP-882 поставили более обтекаемый алюминиевый кузов, и автомобиль стал
называться XP-895.
Но с роторными
моторами продолжали работать по-прежнему, купив патенты на 50 миллионов долларов
и начав в 1971 году конструирование двух- и четырехроторных силовых установок
для прототипов Corvette.
В сентябре 1973
года General Motors показала во Франкфурте созданный студией Pininfarina
прототип XP-897GT с двухроторным двигателем, двусоставным лобовым стеклом и
стальным кузовом. В октябре в Париже вместе с XP-897GT представили
четырехроторный прототип XP-882 Т с немного переработанным кузовом. Позднее, в
1976 году, когда после нефтяного кризиса страсти вокруг неэкономичного двигателя
Ванкеля поулеглись, шасси XP-882 получило обычный мотор V8 и низкий длинный
кузов с оригинальными стеклянными вентиляционными решетками в задней части крыши,
поднимавшиеся по принципу "крыло чайки" боковые двери и необычное лобовое стекло.
Автомобиль стал называться Aerovette.
Все указывало на
то, что следующее поколение Corvette будет среднемоторным, и двигатель у него
будет не обычный, а роторный. Однако эксперименты со среднемоторной компоновкой
и роторными силовыми установками так и остались впоследствии "пробой пера". Идею
перестановки двигателя в базу "зарубил" шеф General Motors Керстенберг,
посчитавший ее авантюрой и заявивший Аркус-Дантову, что "нынешний Corvette
продается так хорошо, что продолжение разработок по среднемоторным Corvette
лишено смысла". А роторный двигатель "убил" нефтяной кризис. Вероятно, эти два
фактора привели к тому, что Аркус-Дантов, который считал среднемоторную
компоновку перспективной для Corvette, решил покинуть Chevrolet в 1975 году. А в
1977-м из General Motors ушел шеф-дизайнер отделения Билл Митчелл.
В марте 1977 года
был выпущен полумиллионный Corvette.
В 1981 году
меняется место производства - 1 июня в Боулинг Грин, штат Кентукки, собран
первый бежевый Corvette. А 1 августа последняя машина сходит с конвейера завода
в Сент-Луисе.
Годом позже
представители прессы смогли протестировать новое поколение Corvette 1983
модельного года. Автомобиль внешне стал современнее, идеи его двухобъемного
кузова с большим задним стеклом и клиновидным силуэтом отрабатывались еще в 1973
году на созданном на платформе 4-цилиндровой модели Chevrolet Vega прототипе
XP-898.
В 1983 году было
выпущено всего 43 экземпляра Corvette. Такая цифра возникла из-за больших
проблем с качеством - их не успели устранить до начала производства. Вероятно,
сказывалась смена места сборки.
В 1985 году Lotus
начинает разработку нового двигателя LT5 для топ-версии Corvette ZR-1. На этом
сотрудничество с британцами не заканчивается - главные инженеры Chevrolet и
Lotus, Дон Ранкл и Тони Радд, ведут переговоры о создании нового концепта,
впоследствии получившего название Corvette Indy (CERV III).
В конце 1985 года
компания Callaway начинает поставки Corvette с двойным турбонаддувом официальным
дилерам Chevrolet. Разница в цене - 20.000 долларов.
В январе 1986
года на автосалоне в Детройте Chevrolet представляет прототип Corvette Indy.
Неожиданной является его компоновка - автомобиль среднемоторный! Indy имел
обтекаемый кузов с сильно наклоненными передним и задним стеклами и съемной
стеклянной крышей. Некоторые идеи стайлинга, в частности, схему остекления и
пропорции, впоследствии довольно некрасиво "передрали" стилисты Honda для своего
спорткупе NSX, выпускающегося, кстати, до сих пор.
В январе 1989
года прототип CERV I продан на аукционе в Монтерее за 1,6 миллиона долларов.
Начальная цена составляла 1,2 миллиона.
В марте этого
года на автосалоне в Женеве Chevrolet представил топ-версию Corvette ZR-1 с
375-сильным двигателем.
Начались работы
по созданию нового поколения Corvette, обозначенного С5, а годом позже было
объявлено, что автомобиль дебютирует в 1995-1998 годах.
В январе 1990
года на автосалоне в Детройте Chevrolet представляет прототип CERV III -
доработанный Corvette Indy. Автомобиль также имел обтекаемый кузов с сильно
наклоненными передним и задним стеклами и съемной стеклянной крышей. Однако
теперь широкие задние стойки крыши не были спрятаны под заднее стекло. Кроме
того, у CERV III полный привод и расположенный в базе 5,7-литровый V8 с двойным
турбонаддувом мощностью 650 л.с. Максимальная скорость CERV III равна 365 км/ч.
В октябре
президент General Motors Ллойд Реусс представил программу создания Corvette
нового поколения. Он согласился с отменой рестайлинга существующей модели,
намеченного на 1995 год и предложил создать полностью новый автомобиль к 1996
году. Общая стоимость программы создания С5 - 250 миллионов долларов.
В 1991 году Ривз
Каллауэй представил Callaway Twin Turbo Corvette Speedster, оснащенный
450-сильным двигателем и кузовом спидстер. Цена - от 107.000 долларов. Всего за
один год производства было создано 10 таких машин.
В январе 1992
года на автосалоне в Детройте General Motors представила прототип Stingray III,
который нес в себе ряд идей нового Corvette С5, в частности, черты только-только
входившего в моду биодизайна.
В июне сошел с
конвейера миллионный Corvette - белый родстер с красным салоном.
В октябре главные
менеджеры General Motors утвердили концепцию дизайна нового поколения Corvette и
окончательно наметили дату его появления - 3 сентября 1996 года в качестве
модели 1997 года.
В декабре был
подписан контракт с фирмой TDM на постройку тестового экземпляра Corvette 1997
года. Официально машина называется CERV IV. Создание концепта обошлось General
Motors в 1,2 миллиона долларов.
В июне 1994-го
первый предсерийный ходовой образец Corvette C5 выехал из сборочного цеха. Через
месяц был готов второй. В феврале 1995 года началась их обкатка по дорогам в
камуфляже.
В апреле 1995
года с конвейера сошел последний Corvette ZR-1. За шесть лет было выпущено 6939
экземпляров этой топ-модификации.
В марте 1996-го
дана директива о свертывании производства C4. Последний день выпуска "зубилообразных"
Corvette - 21 июня. С 1984 года было произведено более 300.000 автомобилей
четвертого поколения.
В августе сходят
с конвейера несколько "пилотных" Corvette нового поколения, а 3 сентября
началось серийное производство модели. В ноябре Corvette С5 с новым 345-сильным
двигателем V8 LS1 был представлен журналистам. Продажи автомобиля начались 7
марта 1997 года. В том же году американский журнал Motor Trend назвал Chevrolet
Corvette "Автомобилем года".
|