СУПЕРКАР НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Обладая зверским нравом, новейший "BMW М3" удобен
в городской езде
Пик,
вершина, апогей - вот что такое "M3" среди прочих BMW третьей серии. Да, человек
неосведомленный может принять новинку за обычную "трешку"-купе. На самом деле
перед нами совершенно другой автомобиль. Он напичкан множеством технических
решений, которые присущи только ему одному. Отсюда - уникальные ходовые качества
суперкара... Материя эта настолько тонкая и рассуждать о ней настолько трудно,
что провести нынешний тест мы пригласили Владимира Васильева - этот человек
возглавляет дилерский центр BMW "Бавария-М" и знает толк в спортивных "биммерах".
Я же занял кресло пассажира одного из первых проданных в России "BMW M3".
...ПО
МОЕМУ разумению, тормозить было поздно еще секунду назад. В тот момент, когда я
морально готовился к двойной оплеухе от фронтальной и боковой подушек, которые
входят в комплектацию новейшего "M3", сидящий за рулем Владимир Васильев нажал
на педаль тормоза и... Хм! Чего пугаться? Скорость упала до безопасных 20 км/ч
задолго до того, как бронзовый нос нашего BMW пересек стоп-линию перед
светофором.
-
Тормоза наверняка мощнее, чем в предыдущей модели? - предположил я.
-
Намного, - кивнул Владимир. - В мире вообще считанные единицы машин, которые
могут остановиться со 100 км/ч всего за 2,5 с.
По
динамике разгона "M3" соперничает с лучшими суперкарами мира.
-
Большинству автомобилистов эти цифры ничего не говорят...
-
Скажем по-другому: сила тормозов с запасом "перекрывает" силу мотора. Например,
была у меня тюнинговая "восьмерка" BMW. Поездил немного - чувствую, на
магистрали тормозов не хватает. Поставил механизмы от "Porsche Turbo". А вот
тормоза "М3" полностью соответствуют машине. На самом деле по-настоящему оценить
их можно только на автобане. Там часто нужно осаживать со скорости за 200 и
сразу ясно, кто есть кто. На некоторых моделях механизмы перегреваются - машина
начинает тормозить хуже. А "М3" специально готовили для езды в таких режимах.
Кстати, поэтому дизайн колесных дисков такой "воздушный" - чтобы тормоза лучше
охлаждались.
-
Покажи, как машина разгоняется на полную...
- В
другой раз. Автомобиль не обкатан. А суперкары очень капризны в этом отношении...
Теоретически на разгон до сотни нужно 2,5 секунды. Согласись, мало найдется
соперников.
... на
виражах устойчивость "M3" кажется даже неестественной ...
...Остальным
водителям необкатанный "BMW M3", думаю, казался чертовски быстрым автомобилем.
Используя лишь две трети потенциала двигателя, мы легко обгоняли всех и вся. Об
устойчивости баварских моделей серии "М" ходят легенды, однако новейшая "M3"
превзошла ожидания. Нет, я не удивлялся мощным боковым перегрузкам, заставлявшим
напрягать мускулы шеи, когда наш автомобиль прописывал свежепостроенные развязки
Третьего московского кольца - на ровном асфальте иначе и быть не могло. Меня
поразило, с какой невозмутимостью "М3" проскочил изрытый многочисленными "оспинами"
поворот, выводящий к набережной Москвы-реки. Машина вошла в него на
жутковато-высокой скорости, нас слегка тряхнуло, но баварский суперкар ни на
йоту не сбился с траектории! Притом Владимир небрежно придерживал руль одной
рукой.
...
уникальный задний дифференциал позволяет мощно ускоряться на выходах из
поворотов без намека на пробуксовку.
- Вот
что значит умение настраивать шасси, - подчеркнул он. - Обратил внимание? Даже
разбитую дорогу машина держит уверенно. Без жестких встрясок, надежно и
комфортно. Баварцы наверняка долго колдовали над подвеской. И вот - результат...
Хотя шасси "М3" очень похоже на ходовую часть обычной "трешки"-купе. Просто одни
детали из стальных стали алюминиевыми, переделаны кое-какие сочленения. Вроде,
мелочи. В них-то и скрывается искусство настраивать подвеску. И совмещать
несовместимое - новая "М3" одновременно и устойчивее, и комфортнее предыдущей
модели.
- Рулевое управление тоже
перенастроено?
- Да. Даже обычная "трешка"
очень четко рулится. Водитель, как говорится, ладонями чувствует передние колеса.
В "М3" это качество "заточили" до предела. За основу был взят рулевой механизм
от "BMW 330Ci". Его сделали жестче и острее - "М3" резче реагирует на руль, чем
обычная "трешка".
...Несколько
часов назад по этой улочке прошли поливальные машины. Она уходила вниз, чуть
загибаясь посередине. "Осторожнее", - пробормотал я, поскольку в самом начале
поездки Владимир клавишей отключил противозаносную систему DSC. На изгибе мокрой
дороги хвост автомобиля чуть занесло, но мой спутник мгновенно погасил
скольжение коротким движением руля. Вот так спокойно пройтись по грани фола
позволяют не только великолепно отлаженные подвеска и руль, но также задний
дифференциал, разработанный специально для "М3". Он даже получил персональное
название - "M Variable Differential Lock". Иными словами, дифференциал с
изменяемой степенью блокировки. Это сложнейшее устройство со своей внутренней
гидросистемой и даже электронасосом! В зависимости от условий движения "M
Variable..." перераспределяет энергию мотора между ведущими задними колесами. В
тот момент, когда нас занесло, дифференциал направил большую часть крутящего
момента на "нужное" колесо, помогая погасить скольжение и удержать траекторию.
Как видите, по эффекту действия "M Variable..." отчасти напоминает
противозаносную систему, хотя таковой не является и позволяет ездить с заносами!
Никогда еще в заднеприводном спортивном автомобиле не сочетались столь
гармонично безопасность и удовольствие от агрессивного вождения. Заранее можно
сказать, что благодаря "M Variable..." этот BMW будет золотой строкой вписан в
историю спортивных автомобилей.
В
арсенал активной безопасности добавилось еще одно "оружие". Это система контроля
за давлением воздуха в шинах. При необходимости электроника дает сигнал
опасности и указывает водителю, какое из колес нуждается в замене.
От
обычных "трешек" автомобиль отличается массивным передним бампером и капотом с "мускулистой"
выштамповкой.
-
Крылья, кажется, шире по сравнению с обычной "трешкой"? - поинтересовался я,
когда наш фотограф "колдовал" вокруг неподвижной машины.
- Да,
они больше. Иначе колеса не поместились бы... Когда стандартный корпус "купе"
переделывали для "М3", изменили весь нижний периметр кузова - такой широкой
аэродинамической юбки на обычных "биммерах" нет. "Прилив" на капоте - тоже
индивидуальная черта. На крышке багажника есть спойлер, хотя его почти не видно.
А вот эти хромированные решеточки на передних крыльях - вообще находка! По ним "эМка"
узнается сразу. Тюнинговые фирмы похожие решетки на другие "биммеры" стали
ставить. На "Х5", например. Очень стильно смотрится.
- "Квадрофонический"
выпуск с четырьмя патрубками тоже, если не ошибаюсь, фамильная черта "М3"?
Сверхмощные
тормоза позволяют осаживать машину перед поворотом в самый последний момент...
- Только звучат они как-то скромно. Помнится, прежние "М3" рычали так, что уши
закладывало.
-
Европа сейчас борется с уличным шумом. Поэтому и нормы жесткие. Вообще, машина
серии "М" не должна быть ревущим монстром. Немцы подают их как "интеллигентные"
автомобили. Ничего общего с жесткими суперкарами, на которых только в гонках
выступать. Отсюда закон эволюции "эМок": со сменой поколений улучшаются не
только ходовые качества, но и комфорт. Какой смысл ставить "вопящую" выпускную
систему, если инженеры массу времени потратили на улучшение звукоизоляции салона?
- Да,
внутри "М3" заметно тише, чем в большинстве спорткаров.
...Если
снаружи "M3" заметно отличается от обычных купе 3-й серии, то метаморфозы
интерьера сдержаннее. Здесь главную роль играют штрихи. Самый "жирный" среди них
- спортивные передние кресла. Электрорегулировки с памятью лишний раз
подчеркивают, что перед нами автомобиль не только темпераментный, но и весьма
комфортный (чистокровные спорткары ради снижения веса обычно снабжаются
механическими регулировками сидений). Двухцветная кожа в стандартном исполнении
тоже была и остается прерогативой "биммеров" серии "М". Есть и более тонкие
нюансы - как дорогие пуговицы на престижном пиджаке, они подчеркивают
высококлассность изделия баварских мастеров.
Индивидуальная особенность салона "M3" - специальные спортивные кресла с
электрорегулировками.
Например, когда наш "М3" влетел в один из многочисленных московских туннелей,
замечаю, что рукоять коробки передач имеет подсветку и что рисунок на ней
излучает сияние, подобно приборным шкалам! Ручную 6-скоростную КПП автомобиль
унаследовал от суперседана "BMW M5". Пока возможен только этот вариант.
Несколько позже появится "М3" с полуавтоматической коробкой SMG, которая
позволит водителю менять передачи вручную, покачивая "лопасти" позади руля.
Еще
один примечательный штрих. Когда мы только тронулись в путь, я заметил, что
светящаяся "красная" зона на тахометре непомерно длинна и занимает почти
половину шкалы. По мере прогрева мотора лампочки гасли, и "красная" зона
укорачивалась, как бы давая "добро" раскручивать мотор все сильнее и сильнее.
"BMW
M3" снабжен одним из самых высокооборотных двигателей в мире. Максимальную
мощность он отдает при 8.000 об/мин. Это "злой" мотор, который по резкости
характера отчасти напоминает форсированные мотоциклетные двигатели. В сравнении
с силовым агрегатом "М3" прежнего поколения он не слишком прибавил в мощности -
343 силы против прежних 321. Но это абсолютные показатели. Можно сказать,
вершина айсберга... На самом деле модель снабжена с иголочки новым мотором,
который по характеру изрядно отличается от предшественника. Его главная "изюминка"
заключается в молниеносности ускорений с любых оборотов. Даже на легкое
прикосновение к педали акселератора "биммер" отвечает сильнейшим рывком,
достойным гоночной машины. От человека, который не привык регулярно водить
суперкары, "М3" требует полной сосредоточенности... Во всяком случае, когда
педаль газа работает в режиме "Спорт".
-
Акселератор не имеет жесткого механического привода к мотору. Педаль
представляет собой нечто вроде компьютерного джойстика, которым водитель подает
команду уменьшить и увеличить обороты. Такой "электронный акселератор" позволяет
запросто менять режим работы, - пояснил Владимир и ткнул пальцем в кнопку на
центральной консоли. - Вот теперь педаль газа работает по алгоритму "Комфорт".
Видишь, я резко добавляю газ...
- А
машина реагирует, как модель бизнес-класса! Можно спокойно тащиться в пробке или
говорить по мобильному, не боясь, что разнесешь чей-нибудь задний бампер.
-
Суперкар на все случаи жизни...
- Плюс
гарантия и авторизованный сервис по России. Таких спорткупе действительно
немного.
P.S. BMW: хроника завтрашнего дня
В
ближайшие годы баварская компания намерена кардинально обновить модельный ряд.
Какими будут BMW завтрашнего дня? Мы составили "хронику" из некоторых
подробностей, опубликованных в европейской и американской прессе. 2002 год.
Должен появиться родстер "BMW Z3" следующего поколения. Его экстерьер разительно
отличается от привычного облика баварских быстроходцев. Недаром на последнем
автосалоне в Детройте, во время презентации экстравагантного концепт-кара "BMW
X-Coupe", главный дизайнер компании Крис Бэнгл отметил: "Самое время придумать
новый язык форм BMW. После нескольких маленьких шагов вперед снова пора сделать
один большой".
Если
современный "Z3" тесноват, то новый открытый "биммер" будет удобен даже высоким
широкоплечим людям. Кокпит стал намного просторнее. К двум фронтальным подушкам
безопасности добавились боковые. С помощью специальных сенсоров автоматика
определяет, взрослый человек сидит рядом с водителем или ребенок - от этого
зависит сила срабатывания подушки.
Благодаря расширенной колее автомобиль устойчивее предшественника.
Модифицирована комбинация противозаносной системы DSC и противобуксовочной ASC.
Примечательно, что на снегу автоматика все-таки позволяет машине буксовать (чтобы
легче было трогаться с места), но только до скорости 70 км/ч.
На "BMW
Z3" планируется использовать три бензиновых двигателя. Это 4-цилиндровый мотор
(2 л, 143 силы) и две рядные "шестерки" объемом 2,5 л (192 л.с.) и три литра
(231 л.с.). На 2003 год запланирован дебют экстремального "M Road-ster" с
343-сильным мотором от нынешнего "BMW M3". А вот модификации "Z3 Coupe" с
жесткой крышей, видимо, больше не будет.
2003 год.
Ждем новую "пятерку". Сначала появится седан, а через полгода-год дебютирует
универсал. Подобно вышеописанному родстеру, автомобиль явится дизайнерским
прорывом. Миндалевидные фары и небольшие плоские "ноздри" станут визитной
карточкой "пятерки '2003". Оформлением задней части кузова с широкой плоской
крышкой багажника автомобиль должен перекликаться с будущей "семеркой".
Современная модель уже достаточно велика, поэтому габариты новинки практически
не изменятся. Внутренний объем инженеры собираются наращивать за счет
использования компактных механизмов. "Пятерка" обещает стать перенасыщенной
электроникой и мультимедийными устройствами - все это хорошо, но увеличивает
массу автомобиля. Большой вес может отрицательно сказаться на ходовых качествах,
поэтому баварцы решительно борются с лишними "кг". Ради этого передняя часть
автомобиля практически целиком сделана из алюминия.
Для
модели разрабатывается гамма более мощных двигателей. Например,
восьмицилиндровая модель "540i" вместо нынешних 286 сил будет располагать 340.
Мощность мотора "М5" возрастет до 430 сил... Кроме V8, планируется предложить
покупателям шестицилиндровые двигатели и даже четырехцилиндровые, которые для
нынешней "пятерки" не предусмотрены. Помимо традиционного заднего привода
проектируется трансмиссия "4х4" - полноприводные легковые модели сейчас
пользуются нарастающим спросом.
2004 год.
Возможно, BMW выйдет на рынок "горячих хэтчбеков". Руководство компании
рассматривает проект недорогого спортивного автомобиля, который составит
конкуренцию "VW Golf GTI" и "Honda Civic Type R". Важнейшим отличием маленького
"биммера" от этих спортивных машин будет задний привод - сейчас на рынке нет
компактных спорткаров классической компоновки. В качестве силового агрегата,
видимо, используют 4-цилиндровый мотор от "Mini".
|